Как Ялта стала жемчужиной Крыма

12 августа Ялта отметила своё 179-летие – в 1838 году ей был присвоен статус уездного города. В этом материале мы расскажем о самых старых зданиях и сооружениях, сыгравших особую роль в становлении столицы Южнобережья.

Храм Иоанна Златоуста. XIX в.
Храм Иоанна Златоуста. XIX в.

Главный ориентир


Одним из первых сооружений города Ялты стал храм Иоанна Златоуста, построенный и освящённый в 1837 году. Трёхъярусная колокольня храма поднялась над морем на 45 метров. Она стала главным градостроительным и навигационным ориентиром города и была внесена во все международные карты Чёрного моря. На следующий день после освящения храма Иоанна Златоуста в Ялту на яхте «Полярная звезда» прибыл Николай I с семьёй. Императора очаровал вид, открывающийся от храма, и 23 марта 1838 года царь подписал приказ о присвоении Ялте статуса уездного города.

Соответствующий указ Сената гласил:
Приняв во внимание особенное местное положение южного берега полуострова Таврического, быстрое возрастание там населения и приметное между жителями распространение промышленности, признали мы за благо для устранения неудобств, происходящих от накопления дел в присутственных местах уезда Симферопольского, учредить в Таврической губернии новый уезд: из части Симферопольского уезда составить новый уезд под названием Ялтинского, переименовав местечко Ялты городом.
(Правда, новый город состоял всего из одной улицы – Елизаветинской – и насчитывал лишь 30 дворов и 130 жителей.)

576 метров мола


Ялтинский мол
Ялтинский мол

Ялта долгое время не имела морского порта. Мол, сооружённый в конце 1830-х, разрушил шторм. Пароходы останавливались на рейде и сообщались с берегом при помощи баркасов, подходивших к деревянной пристани – она стояла на якорях. Однако вторая половина 1880 годов ознаменовалась двумя грандиозными проектами в развитии Ялты. В 1886 году по указанию императора Александра III был разработан новый проект мощного каменного мола. Первая очередь строительства завершилась в 1890 году, вторая – в 1903-м. Строительство мола длиной 576 м обошлось казне в 1,5 млн рублей. Множество сильнейших штормов выдержало это сооружение более чем за столетие, получив лишь частичные повреждения. В 1908 году южную оконечность мола украсила сборная металлическая башня маяка, сохранившаяся до сих пор.

Вторым грандиозным проектом 1880 годов была набережная Ялты (до этого на месте набережной была пыльная почтовая шоссейная дорога, по которой возили товары и продукты, перегоняли скот, а на берегу брали песок и гравий для построек).

Медаль за канализацию


Строительство ялтинского водопровода
Строительство ялтинского водопровода
В 1847 году было начато строительство первого водопровода в Ялте, а в 1888 году в городе был сооружён первый канализационный коллектор. И это была первая в стране канализация по раздельной системе.

До революции 215 городов Российской империи имели городской водопровод, и в 11 из них была канализация. Ялта стала первым городом, в котором была устроена канализация. В памятном издании 1888 года «Пятидесятилетие Ялты» отмечалось:
Одновременно с постройкой морской набережной разрешён городским управлением и вопрос о канализации. Несомненно, что это санитарное улучшение будет играть немаловажную роль в дальнейшем развитии Ялты как курорта. Решительно ни один из русских городов не представляет примера такого быстрого расцвета и расширения. Поэтому-то история развития Ялты особенно достойна изучения и обзор важнейших моментов её жизни представляет особый интерес.
В 1893 году на первой Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге Ялта получила за свою канализационную систему золотую медаль, а представители города – личную благодарность императора Александра III.

Фешенебельная гостиница


Гостиница Россия. 1886 г.
Гостиница «Россия». 1886 г.

В 1873 году в Ялте организуется «Товарищество для содействия и распространения удобств жизни в городе Ялта». «Товарищество» предполагало в течение трёх лет построить в Ялте гостиницу международного класса, устроить газовое освещение для города, организовать экипажное сообщение по южному берегу Крыма и проложить железную дорогу Ялта – Севастополь.

В 1875 году было открыто регулярное сообщение по Лозово-Севастопольской железной дороге. Ялта к этому времени превратилась «из ничтожнейшего городка в четыре десятины земли, которому негде было построить даже начальную школу, негде было посадить кустика для гуляния, в довольно большой и красивый город, напоминающий модные центры европейских туристов, Ментону или Баден». В этой преобразившейся Ялте «Товарищество» построило самую большую в городе гостиницу «Россия». Строительство было завершено в конце 1875 года. Это была комфортабельная гостиница на 150 номеров с рестораном на первом этаже. Перед ней разбили парк, вблизи моря расположилась площадка, на которой в виноградный сезон играли оркестры.

По свидетельствам путешественников тех лет, это была одна из самых фешенебельных гостиниц не только России, но и Европы. «Она устроена на широкую ногу образцовых комфортабельных гостиниц Европы; она имеет свой газ, свои фонтаны, водопроводы под самую крышу. Она и по прекрасному положению своему, и по значению для туристов, сделалась естественным центром всей Ялты», – писал путешественник и крымовед Евгений Марков.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Поделиться
Класснуть
Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)