Первую железную дорогу в Крыму построили англичане

В марте 1855 года, в разгар Крымской войны, англичане построили между Балаклавой и позициями своей армии под Севастополем железную дорогу. За семь недель было уложено 11 км путей, все стройматериалы для неё, а также паровозы и вагоны были завезены из Англии. Эта дорога во многом была причиной победы коалиции над Россией в Крымской войне.

Железная дорога в Балаклаве, построенная англичанами

Россия вступила в Крымскую войну 1853-1856 отсталым государством. Страна уступала в вооружении, управлении, технике, промышленности, сельском хозяйстве. В России почти отсутствовала транспортная система, что не могло не сказаться на военной кампании. Об этом, в частности, пишет историк Диана Первых в статье «Русская и английская пресса 1850-х годов об организации железнодорожного сообщения в годы Крымской войны» (журнал «Лабиринт», №3, 2015).

Трудности русской армии состояли в длительной доставке грузов, в основном — гужевым транспортом. «Выхода следовало бы искать в замощении или шоссировании важнейших путей, или в прокладке участка железной дороги; но на такие капитальные меры не пошли. Мы, впрочем, проложили 4-ю грунтовую дорогу, насыпав огромную гать через Сиваш посередине между Перекопом и Чонгарским полуостровом», — пишет военный теоретик А.Свечин, осмысляя ход и итоги Крымской войны. Боеприпасов не хватало, армия пребывала полуголодной, так как из-за «топливных затруднений и слабой распорядительности» хлебопечение в Крыму так и не было организовано. Вместо муки в Севастополь подвозили ржаные сухари, которые в дороге успевали заплесневеть: «Тюря из вскипяченных в котлах сухарей составляла основное довольствие защитников Севастополя. Удалось организовать выдачу большого количества хрена, который спасал солдат от цинги».

Путей сообщения не хватало, и доставка продовольствия обходилась дорого. Два года русская армия была сосредоточена на небольшом полуострове, «отделённом от внутренних хлебородных губерний трехсотверстным степным пространством, на котором существовала лишь одна, и то грунтовая, дорога» (имеется виду дорога между Симферополем и Перекопом). Боеприпасы, амуницию, провизию, надо было везти издалека: «сперва за 300 верст, а потом, по мере истощения ближайших к театру войны местностей, — за 600 верст и, наконец, за 900 верст.

Транспортировку сопровождала «страшная распутица»: «Обывательские подводы с провиантом проходили 130-верстное расстояние от Перекопа до Симферополя в месяц времени, т. е. делали около четырех верст (4,27 км) в день. На почтовых, по казённой надобности, приходилось употреблять на тот же переезд 10 дней, то есть по 13 верст (13,87 км) в сутки».

Англичане (и в целом антироссийская коалиция) страдали от крымского бездорожья не меньше, чем россияне. Но они постарались решить эту проблему:

Карта железной дороги в Балаклаве

«Морской путь сообщения с Англией, Францией и Константинополем, несмотря на зимние шторма, был практичнее и обходился союзникам значительно дешевле, позволяя, хоть и с перебоями, но доставлять припасы на позиции под Севастополем. Несмотря на это, англичане поднимают вопрос о строительстве в Крыму железной дороги, которая бы соединила Балаклаву с позициями английской армии под Севастополем и позволила беспрепятственно поставлять продовольствие и боеприпасы. Предложение вызвало дебаты в парламенте Великобритании. Противники идеи утверждали, что дело слишком рискованное: местность состоит из крутых уклонов, и поезда на паровой тяге могут «не взять» севастопольские высоты.

Тем временем английские газеты не переставали публиковать известия из Крыма, информирующие читателей о том, что британская армия под Севастополем — в тяжелом положении, потери растут с каждым днем. Недовольства взбудораженного известиями из Крыма английского общества стремительно росли, и правительство Великобритании, желая успокоить англичан, решает начать строительство. Подрядчиком становится компания инженера-строителя и железнодорожного разработчика Сэмюэля Мортона Пето и его партнёров: инженеров и производителей строительных материалов Эдварда Беттса и Томаса Брассея, имевших большой опыт сооружения железных дорог. Характерно, что предприниматели отказались от прибыли, попросив лишь компенсировать им затраты.

В истории Англии крымская железная дорога под Балаклавой получила название «The Grand Crimean Central Railway» (Большая крымская центральная железная дорога).

8 февраля 1855 года строительство было начато. К работам привлекли солдат 14-го и 89-го полков, специалистов и чернорабочих из Англии. Грузовые корабли доставили в Балаклаву необходимые материалы и технику: 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 кубометров досок, два локомотива, машину для вбивания свай и даже в разобранном виде пристань. Ежедневно пути укладывали приблизительно на четверть мили (около полукилометра). В первую очередь, в Балаклаве был сооружен причал, где и выгружались строительные материалы. Железную дорогу решили вести по главной улице города, затем — через ущелье в северной части Балаклавы, прямо у кромки воды, и далее — по болотистым землям деревни Кадыкой. Далее около 500 футов (152 м) следовал крутой подъём на плато, где твёрдость грунта позволяла уложить рельсы без особых проблем.

Строительство железной дороги в Балаклаве

Через две недели, 23 февраля, по железной дороге лошади перевезли первый груз от Балаклавы до Кадыкой, а к концу марта рельсы были проложены до главной квартиры англичан, расположенной в 4,5 милях от Балаклавы. Уже в апреле железнодорожная линия доходила до передовых позиций английской армии и доставляла к траншеям необходимые военные припасы. К этому времени линия от Балаклавы до Кадыкой стала двухколейной, были сооружены различные подъездные пути возле пристани.

Итак, менее чем за семь недель были проложены 7 миль (11 км) железнодорожных путей. Англичане смогли организовать непрерывное тыловое обеспечение войск, находящихся в передовой линии траншей и, прежде всего, на батареях. 2 апреля по железной дороге в Балаклаву впервые пошел санитарный поезд с ранеными.

В сентябре из Англии пришли дополнительные паровозы, 130 вагонов, 40 машин, которые использовались на участке новой линии от Кадыкой на восток до военного лагеря сардинцев на Воронцовском шоссе, в сторону горы Гасфорта. Постройка этой сардинской ветки была окончена в ноябре 1855 года. Французы пытались соединить железной дорогой Камышовую бухту, где находилась их главная квартира, но проект так и не завершили, хотя работа была начата.

Железная дорога в Балаклаве

В конце 1855 года на английской железной дороге в Балаклаве курсировало 4 паровоза, 3 стационарные паровозо-машины, 190 вагонов, ежедневно перевозивших 400 тонн грузов. Поезд в сторону Кадыкой ходил каждый час и достигал первой стационарной станции за 50 минут. Там вагоны переводились на конную тягу. После окончания военных действий, в мае 1856 года английская железная дорога была разобрана и продана Турции. Перед уходом у подножия Французского холма в Кадыкой англичане установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железнодорожных путей, но через несколько лет доску по приказу генерал-губернатора графа Строганова разбили кувалдами.

Остаётся добавить, что первая железная дорога в Крыму (не считая построенной в 1855 году англичанами) была сдана в эксплуатацию только в 1874 г., соединив Симферополь с Мелитополем.

«Блог Толкователя»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)