Первые кинотеатры Крыма

Чуть более полувека назад, 30 мая 1964 года, в Симферополе открылся кинотеатр «Мир» – первый широкоформатный кинотеатр в Крыму. А началась кинотеатральная история полуострова и его столицы в 1900‑х, когда и слова-то такого – «кинотеатр» – ещё не придумали.

Киносеанс

Иллюзион в амбаре


«Усовершенствованный американский биоскоп, живая движущаяся фотография», «полное натуральное движение людей и предметов, полнейшая поразительная иллюзия!», «лучший в мире синематограф Люмьера» – такие рекламные объявления в начале ХХ века появились в крымских газетах и на афишных столбах. А вслед за ними на гастроли в Крым прибыли «переезжие» или «подвижные», как их тогда называли, кинематографы и показали крымчанам обещанное чудо.

Богатая крымская публика смотрела первые фильмы в театральных залах и административных зданиях. Для публики попроще под «электробиограф», «иллюзион», «биоскоп», «электротеатр» (такой колоритный набор раньше использовали для обозначения того, что мы теперь зовём кинотеатром) отводился любой сарай, амбар, склад или магазин. В общем, годилось всё, что имело крышу и могло укрыть от дождя «уважаемых посетителей». В «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним, под экраном располагался пианист. Мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давали и без мебели. Сотня-две зрителей выходили и заходили в зал, как кому заблагорассудится, экран было плохо видно не только с последнего, но и из первого ряда – пол не был наклонным. И титры немых фильмов малограмотной публике были не всегда понятны. Впрочем, это было и не важно – картинки, движущиеся на экране, словно живые, уже сами по себе были захватывающим зрелищем. Однако из-за этого случались и скандалы, подобные тому, что произошёл при первых гастролях «подвижного» кинематографа в Симферополе. Как вспоминал очевидец событий, «когда с экрана на зрителей устремился морской прибой – в партере началась паника. Публика настолько перепугалась, что ринулась к выходу, опрокидывая и ломая стулья. Некоторые возвратились домой не только с синяками, но и с переломанными ребрами. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить».

Первый «Баян»


Кинотеатр Шевченко в Симферополе
Кинотеатр им. Шевченко в свой «большевистский»
период. 1920 гг.
Первым стационарным крымским кинотеатром стал столичный «Баян», открывшийся в 1904‑м. Зал «Баяна» вмещал 800 человек и, если верить рекламе, имел центральное отопление и хорошую вентиляцию. По одной из версий, своё необычное название кинотеатр получил в честь симферопольца Владимира Ивановича Сидорова. Владимир Иванович был купцом, владел хорошим собственным домом, при этом писал стихи, считая себя футуристом, и печатал их на собственные деньги под псевдонимом Вадим Баян. В 1913-1914‑м Сидоров‑Баян организовал турне по Крыму для Северянина, Маяковского и других футуристов, оплатив все расходы из собственного кармана. Советская власть, видимо, была равнодушна к заслугам местного поэта и мецената и переименовала «Баян» сначала в «Звезду революции», затем в «Большевик», а после перехода Крыма в состав Украины – в кинотеатр им. Т. Г. Шевченко.

Вторым симферопольским кинотеатром стал «Лотос» (современный «Спартак») – он открылся в 1909-1910‑м. Затем появились «Иллюзион», «Ампир» и «Трианон» – ни один из них до наших дней не сохранился. Открывшийся в 1910‑м симферопольский кинотеатр «Ампир» находился на нынешней улице К. Маркса. Его здание примыкало к зданию бывшей гостиницы «Астория». На своём не таком уж долгом веку этот кинотеатр сменил много названий. В 1929‑м он стал «Прожектором», в 1931‑м – «Культфильмом», затем – «Юнгштурмом», в 1957‑м – «Пионером», в 1965‑м получил название «Алые паруса». А в 1980‑е был снесён. На нынешней улице К. Маркса, там, где потом построили «Детский мир», находился и кинотеатр «Трианон» (правда, тогда его называли электротеатр), позже переименованный в «Метрополь». С приходом советской власти он был закрыт, а в его помещении разместился студенческий клуб.

Не дожил до наших дней и кинотеатр «Мир» – в 1990‑х его снесли, видимо, посчитав, что кинематограф отжил свой век и громоздкое здание «Мира» только зря занимает место в парке.

Кинотеатр Мир в Симферополе
Кинотеатр «Мир», 1960 гг.

Полнометражка для императора


С Крымом связана история появления первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» – он длился 100 минут вместо обычных тогда 10-15. Фильм был новаторским не только по хронометражу: он снимался на местах подлинных боёв, в нём использовались документальные кадры, актёры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами Крымской войны. Но при премьере фильма его продюсеру – кинопредпринимателю Александру Ханжонкову – всё же пришлось поволноваться. Первый показ «Обороны Севастополя» состоялся в ноябре 1911‑го в Ливадии, причём это был «сеанс в Высочайшем присутствии» – зрителями стали император и члены царской семьи. Посмотрев «Оборону Севастополя», государь пожаловал Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. После этого «крымского крещения» фильм с огромным успехом демонстрировался в кинотеатрах. Его сопровождала не только музыка, но и звуковые спецэффекты – стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами. Правда, сеансы приходилось прерывать, чтобы проветрить помещение от порохового дыма.

Ателье Ханжонкова в Ялте
Ателье Ханжонкова в Ялте. 1918-1919 гг.

В 1917‑м Ханжонков построил в Ялте собственную съёмочную базу – ателье, как говорили тогда. Кинопредприниматель не побоялся вложить деньги в эту затею, полагая, что через несколько лет его летняя кинофабрика станет русским Голливудом и все затраты окупятся. Первой лентой, снятой на ялтинской кинофабрике Ханжонкова, стал «Король Парижа». В отзывах о фильме критики писали: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесённый на экран в образе красавицы Ривьеры». Однако в 1919‑м ялтинская кинофабрика Ханжонкова была национализирована и превращена в ателье «Красный Крым», а позднее – в Ялтинскую киностудию.

С переводчиком в зале


В советское время в симферопольских кинотеатрах «Мир» и «Шевченко» иногда показывали зарубежные фестивальные фильмы. Они шли на иностранном языке, звук приглушали, а прямо в зале сидел переводчик и по ходу фильма переводил в микрофон. На такие «фестивальные показы» народ ходил толпами, зал всегда был полон.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

История ветроэнергетики в Крыму

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»